Vinyl
Новости / Музыка / Истории / Кино / Лирика / Болтовня / Cowabunga / Разное
НАШИ на Горбушке

История свинга и линди-хопа

Часть первая

Swing и Lindy Hop. Американские народные танцы

Ну, кто из Вас не слышал об аргентинском танго или венецианском вальсе из Австрии? У всех на слуху бразильская самба, которая дала рождение румбе и ча-ча-ча на Кубе. Испания известна своими болеро и пасадобль. В Германии танцуют польку, в Ирландии - джигу, в Шотландии - рил. Англия подарила нам фокстрот, Франция - менуэт, паван, галоп и котильон. Всем прекрасны эти танцы, но то явление, о котором пойдет дальнейший сказ, родилось в Америке и стало поистине национальным американским танцем и не только танцем, но и стилем жизни нескольких поколений людей. Итак, родина Америка - родина свинга!

Свинг - это парный танец, в котором партнер, буквально, раскачивает и раскручивает ("свингует") свою партнершу в серии танцевальных ходов и телодвижений. Существует простая форма танца и сложная.

Простая форма (simple form) формировалась достаточно долгое время. Почти каждый колледж в стране имел свой стиль танца, но главным "шагом танца" было движение, когда парень поддерживал кисти рук девушки своими кистями и оба партнера, покачиваясь, двигались вперед по одной линии, для начала нового движения. Например, автор этих строк в колледже, где он учился в конце шестидесятых, жутко завидовал двум ребятам, которые на танцевальных вечеринках резко раскручивали девчонок под левой рукой а затем делали невероятный Pretzel (вероятно движение, при котором партнерша, раскручиваясь, попадает в кольцо рук партнера и он оказывается сзади - при этом, партнеры не разжимают кисти обеих рук). [Слово Pretzel означает маленькую тонкую сушку выполненную в форме завязанного узла. Отсюда "прецелями" называют что-либо "завернутое", "заккрученное"] На самом деле, они знали не более шести движений, но и этого было более чем достаточно! Автор готов был часами наблюдать за их движениями ног (footwork), думая, что весь секрет в этом. Теперь думаю, что, вероятно, они и сами не знали, как это у них выходит. Просто два этих хлопца делали невероятные финты руками (armwork), а ногами уж постольку поскольку, ведь они оставались свободными. Этот танец получил называние aggie Jitterbug [он же "джиттербаг". Что интересно он даже входит в некоторые программы бальных танцев] в штате Техас, а вот и еще несколько названий: street swing, hand dancing, high school bop и, наконец, rock'n'roll. Стиль этого танца достаточно универсален и гибок, но несколько ограничен по числу движений рук. Теперь посмотрим из чего формируется cложная форма свинга (complex form). Но сначала о музыке...

Свинг, как музыка так и сам танец, своими корнями уходит в джаз, который до момента рождения свинга был чуть ли не единственным художественным достоянием американского народа. "Лучом света в темном царстве" Американской истории стал джаз, возникший как музыкальное ответвление от госпела (gospel) и cпиричуэла (spiritual) - музыки чернокожей Америки. Ритмы джаза зародились на Юге достаточно давно - это диксиленд (dixieland), рэгтайм (ragtime), но не спешили получить национальное признание из-за царившей расовой дискриминации. Основными направлениями джаза стали свинг и блюз.

Блюз - это музыка очень близка по звучанию к оригинальному спиричуэлу с его акцентом на плачущий (грустный, проникновенный) вокал. Для аккомпанемента, зачастую, использовали гитару, песня и исполнитель всегда были в центре внимания. Понятие - блюз долгое время ассоциировалось с проникновенным текстом и мощнейшим вокалом. Исполнитель песни был главным действующим лицом. В свинге тоже присутствует вокал, но больший акцент делается при этом на слаженную игру всех музыкальных инструментов. В свинговом оркестре лидер преподносится остальными членами коллектива чуть ли не звездой! Эта музыка - мощнейший источник взрывной энергии, от которой ноги просятся в пляс! Когда человек хочет описать свою любимую музыку он применяет множество эпитетов вроде "захватывающая", "вдохновенная", "чарующая", "возвышенная", "убийственная". Платон говорил, что музыка - это прекраснейшее средство воспитания и связи людей в единое целое (старик и не подозревал, что все это выльется, например, в рок-н-ролл и Роллинг Стоунз). Музыка -средство эмоциональной поддержки человека, её энергия ищет воплощение в танце. Это первое правило в танцевальном бизнесе - музыка управляет танцем.

С внезапным приходом джаза и его популяризацией, Америку с головой накрыла и первая волна свинга! Впервые после Гражданской Войны, долгое время остававшаяся достоянием Юга музыка диксиленд, регтайм, блюз и спричуэл покидает границы Нью-Орлеана. Начинается великая миграция сначала от Миссисипи к Сент Луису и далее в Чикаго. Например, Луи Армстронг (Louis Armstrong), которого по праву можно назвать отцом джаза, начинал играть совсем еще молоденьким юнцом в Нью-Орлеане. После того как он перебрался в Чикаго и начал играть с Creole Jazz Band, а позже в 20-х с Fletcher Henderson Band, к нему пришла первая популярность.

Savoy  Ballroom  in  Harlem, 1926 Огромное количество музыкантов покидают Юг и переезжают в Гарлем - черное поселение в Нью-Йорке. В 20-е годы Гарлем начинают называть местом рождения таких музыкальных направлений как чарльстон, свинг, а позже и линди (lindy dance). Свинг зарождается в самом сердце Гарлема и его торжественное шествие начинают Дюк Элингтон (Duke Ellington) и Каунт Бэйси (Count Basie). Именно эти два чернокожих музыканта начинают играть в клубах вроде Савой Болрум (Savoy Ballroom) и Коттон Клаб (Cotton Club) не просто музыку в стиле джаз, а они начинают экспериментировать. Их инструментальные ходы стали неким шаблоном для великих джаз бэндов 30-х годов. Дюк Эллингтон безраздельно властвовал на сцене Коттон Клаб (Гарлем) с 1927 по 1933 год. Именно он впервые употребил термин "swing music" применительно к уже ставшему классикой произведению "It Don't Mean A Thing If It Ain't Got That Swing". Звучание этого свинга было энергетически возбуждающим. Он просто вынудил людей танцевать!

Однако в начале 20-х годов еще не существовало ни каких танцевальных традиций в парном танце. С приходом свинга в Гарлем танцполы ночных клубов напоминали плавание свободным стилем, люди находились в поиске, им просто хотелось как то выразить себя и энергия музыки воплощалась в танце. Но вот в этот вакуум приходит чарльстон, который к тому времени полностью соответствует только что родившейся музыке. Итак, первый танцевальный свинг берет свое начало в 20-х годах и получает название чарльстон.

Это очень энергичный танец, основное его движение можно охарактеризовать как резкое выбрасывание ног пяткой наружу, вероятно Чарльстон берет свои этнические корни еще в Африке. Его Американская отправная точка находится на небольшом острове близ Южной Каролины. История чарльстона начинается с момента, когда небольшое шоу чернокожих исполнителей (кордебалет) покидает остров и начинает свои гастроли по стране. Именно они впервые и продемонстрировали этот танец, и это действо стало точным попаданием в цель! Они оставляли за спиной один город за другим постепенно продвигаясь на север вдоль Атлантики и, наконец, в 1913 году достигли Гарлема. Америка к тому времени была втянута в Первую Мировую Войну, но к 20-му году конфликт был исчерпан и янки возвратились из Европы домой, экономика страны находилась в состоянии быстрого подъема. И каждому хотелось праздника! Именно это время можно охарактеризовать как первую танцевальную волну. [Вообще он видимо забыл упомянуть про привязку к городу Чарльстон что в оной Южной Каролине. Логично предположить что изначально танец мог называться Charleston dance типа "танец из Чарьстона"]

Сначала чарльстон не был парным танцем, но вскоре возникла потребность танцевать его вдвоем, а выглядело это приблизительно так: партнер держал кистями обеих рук кисти партнерши, и выполняя основной шаг танца, обходил вокруг неё. Эту разновидность танца назвали закрытым чарльстоном. Но вскоре появилась его разновидность, которую назвали swingout, теперь у каждого из партнеров одна рука оставалась свободной. Партнер своей левой рукой держал правую руку партнерши, таким образом, достигалось наилучшее равновесие и партнеры не наступали друг другу на ноги - партнер начинал движение с левой ноги, а партнерша справой. Такая незамысловатая перестановка партнеров дала возможность дальнейшему развитию танца. Вначале танца партнеры двигались друг от друга сцепившись кистями рук (а если точно, то буквально падали назад), руки при этом находились в "состоянии пружины" - они словно растягивались, чтобы потом дать ответный импульс возвратного движения. Пространство, образовавшееся между партнерами, было достаточно для того, чтобы начать движение ногами а-ля backstep, twist, ball-change, rock step, таким образом удавалось сохранить равновесие и остановить "падение". Как можно предположить движение рук партнеров дает возможность развития танца, а конкретно появляются различные па ногами, однако пока это всего лишь способ удержать равновесие на завершающей стадии перемещения во время основного движения танца. Но вскоре танцующие начинают замечать, что такие движения ногами помогают изящно оформить их шаги и танец вообще, при этом экономя энергию.

Lindy Hop получает свое название!

Клуб Савой был самым большим и известным танцполом в Гарлеме, в его стенах выступали такие чернокожие музыканты, как Каунт Бейси, Чик Уэбб (Chick Webb) и чуть позже Кэб Кэллоуэй (Cab Calloway). Бумом, который захлестнул страну также как и сама музыка свинг в начале 20-х, стал новый танец, который от части походил на чарльстон, но было в нем и кое-что еще... Свое имя он получил в 1927 году. Существует не менее 3-ех версий происхождения названия, но суть приблизительно следующая. Все происходило в клубе Савой. Это был неповторимый танцевальный марафон на всю ночь, посвященный первому в истории одиночному транс-атлантическому перелету Чальза Линдберга (Charles Lindbergh). Одна парочка на танцполе не просто танцевала - очень талантливая девочка делала невероятные сбросы, прыжки, сальто, sky-scraping и различные акробатические подъемы вместе с её партнером. Импрессарио спросил у танцоров: "Как Вы делаете это?". На что девушка сказала: "Смотри внимательней, я просто летаю!". А молодой человек добавил: "Сегодня я "сделал" Линди (имеется ввиду Чарльз Линдберг)!". На следующий день заголовки различных газет пестрели странным сочетанием слов LINDI HOP, что-то типа ПОЛЕТ ЛИНДИ. С этого момента можно считать, что Америка обзавелась собственным национальным танцем - свингом! Интересно, что многие из движений линди включают в себя множество вариаций из чарльстона, плюс добавленные кручения, прыжки, подъемы которые и воплотились в этой новой танцевальной форме. Складывается впечатление, что вдохновленные музыкой партнерши действительно были готовы летать! [Еще один забавный момент. У Александра Кабакова есть повесть "Подход Кристаповича". Одна из частей ее - действие происходит в послевоенной Москве - называется "Линда с хлопками". Линда имеется в виду видимо тот самый линди-хоп, поскольку речь в этой части идет о стилягах]

Свинг и Jitterbug.

Термин swing dance появился пятью годами позже, нежели получил свое название линди хоп (lindy hop). Как говорилось ранее, термин swing обязан своему рождению Дюку Эллингтону и его песне "It Don't Mean A Thing If It Ain't Got That Swing". Впоследствии эта музыка часто упоминалась как "Big Band Swing Music".

Portrait of Cab Calloway, Columbia studio, New York, N.Y., ca. Mar. 1947 Термин jitterbug появился в самом начале 30-х годов. Один из самых известных "биг-бэнд-мейстеров" Кэб Кэллоуэй впервые произнес это название. В 1933 году он и его банда исполняют песню "The Call Of The Jitterbug", но по правде сказать смысл слова, даже близко не касался танцев. Реальная предыстория сего термина довольна забавна и широкой общественности поначалу вообще не была известна. Оркестр имел в своем составе тромбониста, который вообще говоря был нехилым выпивохой и с похмелья у него дрожали руки (этот диагноз имеет название "bug juice jitters", по-русски - похмелье). Чуть позже песни появился и слэнговый термин "jitterbug" среди музыкантов, которые играют свинг или джаз (hepcats) чтобы охарактеризовать тип исполняемой ими музыки (jitterbug). Позже термин jitterbug стал применим по отношению к человеку, танцующему "shake, rattle & roll". В конце 30-х годов jittlebug и lindy hop тесно переплелись и стали тем, что называют swing dance.

Музыка в стиле cвинг получила более широкое распространение ближе к второй половине 30-х годов. Многие белые музыканты обнаруживали гениальность этой музыки и упорно трудились над тем, чтобы добиться подобного звучания. Известные оркестры и исполнители, такие как Глен Миллер (Glen Miller), Томми Дорси (Tommy Dorsey), Арти Шоу (Artie Shaw) и Гарри Джеймс (Harry James) смогли перешагнуть через черту расовой дискриминации.

Benny Goodman Вскоре об одном из них, о Бенни Гудмане (Benny Goodman) заговорили как о короле свинга. Известный, благодаря своим произведениям, уже ставшим к тому времени классикой ("Stompin' At The Savoy", "Let's Dance", "Don't Be That Way" и суперхит "Sing, Sing, Sing"), снявшийся в фильме "Swing Kids", Бенни не только сумел пробить брешь ненависти, которую навлекло на него его еврейское происхождение, но и первым нашел в себе мужество собрать смешанный оркестр (big band) на закате тридцатых годов. Как правильно делать аранжировки и еще кучу секретов он узнал от известного чернокожего дирижера Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson). Бенни объединил популярных музыкантов-исполнителей "отмеченных сажей" Тедди Уилсона (Teddy Wilson) и Лайнела Хэмптона (Lionel Hampton), наряду с известным белым ударником Джином Круппой (Gene Krupa), который был белым и таким образом он создал прекраснейший big swing band, ставшую символом стирания расовой грани. Когда Гудман со своим оркестром гастролировал в Paramount Theater в Нью-Йорке (1936), а затем в Карнеги Холл (Carnegie Hall) никакие расовые вопросы уже просто не могли возникнуть - столь потрясающей была его музыка! Именно Бэнни помог становлению свинга в Америке!

Часть вторая

Вторая Мировая Война. Свинг шагает по планете.

Swing Kids Радио быстро сделало свое дело и свинг завоевал огромную популярность по всей стране, в то время как техника самого танца оставалась на втором плане. В далеких тридцатых не было еще телевидения, чтобы продемонстрировать этот зажигательный танец на всю страну. Однако с началом войны все больше городов становились очагами jitterbug. Когда мужчины вербовались в солдаты, моряки и летчики, чтобы потом принять участие в войне их сначала отправляли пройти предвоенную подготовку в специальных лагерях, которые находились близ крупных портовых городов. Пройдя дневные занятия, мужчины направлялись точнехонько в места, где можно было выпить и потанцевать, это был единственный способ избавиться от напряжение и оттянуться по полной программе, туда же устремлялись и молодые леди. Так в начале сороковых, ранее пользующийеся популярностью лишь в отдельных уголках страны, lindy и jitterbugполучают все большее и большее распространение. Новобранцы пытаются тратить все свое свободное время на обучение танцу. В это же время в Европе также узнают о свинге. В культовом фильме "Swing Kids" можно обнаружить, что в конце тридцатых свинг танцевали и в Германии. Великобританию также захватывает волна свинга, в тот момент, когда американские солдаты, пытаясь приударить за Английскими дамами танцуют свинг в клубах. Это был прекрасный способ спустить пар. Сцена танца lindy показана в фильме "Yanks" (1979), который описывает как раз этот период времени. В Англии lindy приобретает новое название - jive (джайв). Это слово на британском слэнге [точнее на диалекте "кокни" - лондонских трущоб] обозначает джаз. Хотя проявление lindy в Англии было самым сильным, по мере освобождения от фашистов всей Европы этот танец приходит во Францию, Италию, Филиппины, Японию и, наконец, в Германию. Таким вот образом американская культура ворвалась в европейский уклад и lind yстал полноправной частью танцевальной культуры всего мира!

West Coast Swing - разновидность танца из Калифорнии.

Незадолго до окончания войны в Калифорнии зарождается новая разновидность танца - West Coast Swing. Во многом это было обусловлено географическим положением Калифорнии. В это время крупные города, такие как Сан-Франциско и Сан-Диего, становятся центром сосредоточения военной промышленности, помимо всего прочего, это еще и важнейшие морские порты. Они становятся временным пристанищем для огромного количества новобранцев, готовящихся к отправке на фронт. В это же время дальнейшую популяризацию танцу дает Голливуд. Очень много танцевальных сцен было включено в кинофильмы и киноролики того времени. Если посмотреть эти киноклипы, нетрудно заметить, что большинство танцующих исполняют именно West Coast Swing. Хотите верьте, хотите нет, но на формирование этой разновидности свинга огромное влияние оказали размеры танцевальных площадок. К сожалению lindy требует не малого пространства для танцующих. West Coast Swing рождается из прозаичной необходимости, дабы разместить на переполненных танцплощадках максимальное количество танцующих.

West Coast Swing - разновидность свинга в котором партнеры двигаются по одной линии. Дама "отталкивается" от партнера и отходит назад, но удерживаемая рукой партнера возвращается в его объятья (вообще-то весьма провокационные движения). Партнер практически не двигается, его роль в этом танце не уронить свою даму, не допустить столкновения с другой танцующей парой, ну и не позволить своей подружке уйти совсем . West Coast Swing - ни что иное, как "прямая линия Свинга" (также известен как "Slot").

Интересен тот факт, что возвращающиеся после войны в Техас мужчины привезли с собой элементарные принципы незамысловатого West Coast Swing. Однако взрывной темп музыки в стиле Свинг не совсем укладывался в небезызвестный Техаский блюз, это условие и повлияло на рисунок танца. Теперь танец стал более близким - что называется в полный контакт . Это слияние получило название the Whip, а произошло это в Хьюстоне.

Закат эры свинга.

Итак, эра свинга продолжалась с начала 30-х годов и до окончания Второй Мировой Войны. Для сравнения: жизнь в музыке стиля диско 1975-1981гг., два взлета и падения country-western музыки 1980-1983гг. и 1992-1995гг. - как видно они намного короче. Вторая Мировая Война внесла много перемен в музыкальную индустрию. С другой стороны свинг теряет своего короля - Глена Миллера, который трагически погиб в аварии. Музыкальный профсоюзный лидер Джеймс Петрилло (James "Boss" Petrillo) предлагает ряд нововведений, которые привели к двояким последствиям. С одной стороны музыканты теперь могли получать авторские отчисления за их записи, но многие музыканты теряют работу. Фрэнк Синатра покидает Tommy Dorsey Band и это также символично. Считавшиеся в течение 20-ти лет звездными, big bands уходят на второй план. Их место постепенно занимают эстрадные ансамбли и певцы.

Возможно люди были готовы к чему-то новому. Наиболее популярными песнями последующих десяти лет стали сентиментальные баллады вроде песни Дорис Дэй (Doris Day) "Que Sera, Sera" ["Что будет, то и будет"] и Бинга Кросби (Bing Crosby) "White Christmas" [Ха! Эта песня стала хитом то ли в 1941 то ли в 1942 и с тех пор являлась в Штатах самой популярной рождественской песней... ]. Свинг претерпел изменения, а следовательно и лindy. Однако рождение и стремительный взлет свинга - это было что-то с чем-то! Музыкальные историки Америки утверждают, что "эта самопроизвольная, гениальная вспышка в мире музыке вполне может конкурировать с нетленными творениями Баха, Бетховена и Брамса!" Да уж, это действительно очень высокая похвала! Но на этом история свинга не заканчивается...

Автор: Rick Archer
Перевод: Chak
Комментарии: Перкинз

Продолжение следует!

08.01.01


При использовании материалов сервера обязательна ссылка на источник - vinyl.pl.ru

При поддержке Rockabilly Rules